pomerants (pomerants) wrote,
pomerants
pomerants

продолжение лекции. 11

Долгин: Еще часть вопроса прозвучала, как что же такое личность, какие бы вы задали параметры, определение, не определение, может быть, а в семантических оппозициях. Как вам было бы удобно определить, что такое личность, о которой мы говорим.

Померанц: Видите ли, в каждой культуре даются несколько другие определения. В той культуре, к которой мы принадлежим, в личности надо почувствовать образ Божий. Это язык христианской традиции. А, допустим, в дальневосточной традиции будут другие приметы. Я не могу дать простого определения такому сложному понятию. Я вижу путь, который ведет к формированию личности. Я могу отличить, передо мной личность или безличность, которую пропагандой можно повернуть в любую сторону. Во всяком случае, это человек, который находится в контакте с собственной глубиной.

Долгин: Это уже некоторый элемент определения, потому что речь шла не о том, что это означает в некоторой культуре, а о том, что это значило в рамках нашей лекции.

Наталья Самовер: Задавая свой вопрос, я подозреваю, что на него нет ответа. И тем не менее, когда вы говорите о своем опыте и когда мистики говорят о своем опыте, они всегда основываются на своих личных ощущениях, как на критерий истинности своих переживаний, своего озарения. Но ведь известно, что возможно темное озарение, возможна ложная одержимость. Люди, пережившие это, чрезвычайно убедительны, они ведут за собой так же, как ведут за собой настоящие учителя. Возникает вопрос о верификации собственного ощущения. Почему то, что переживаю я, является светлым озарением? А, может быть, оно является темным? Как их отличить?

Померанц: По плодам узнают это.

Самовер: В тот момент уже поздно. В таком случае получается, что человек не волен над собой: нечто снизошло на меня, и дальше я падаю жертвой этой темноты, потому что я не могу опознать это, как темному, я считаю, что это свет.

Долгин: Иными словами, мы как будто имеем дело с большим по модулю воздействием, но не знаем знака этого воздействия.

Померанц: У Бердяева есть такой термин, «транссубъективное». Это выходящее за рамки субъекта, но проходящее через субъекты, окрашенное его субъективным опытом. Если у вас от Бога не дана (я употребляю традиционное выражение), может быть от природы, чутье на людей, а есть неразборчивость к людям, неразборчивость к идеям… Например, Раскольников теоретическими рассуждениями пришел к выводу, что можно убить старушку, но это не озарение. Это как раз логика, принципы и наука его привели к тому, что старушек надо убивать. Логика, принципы и наука привели большевиков к идее, что ради великой цели построения коммунизма можно расстреливать миллионы людей и морить в лагерях десятки миллионов. Логика, принципы и своего рода наука – расовая привели гитлеровцев к убеждению, что надо уничтожить евреев и цыган. Не озарение. Я не думаю, чтобы у Ленина было озарение, не было никакого озарения. Было научное убеждение, он считал это наукой.

Долгин: Но вы же согласитесь, что озарения тоже порой приводили к уничтожению людей. Что, не было никаких озарений у тех, кто шел в крестовые походы и т.д.?

Померанц: Скорее это были видения. В средние века люди очень легко видели ангелов, святых и т.п. Они вдохновляли – кого к кому. Жанну д’Арк – освободить Францию. Могли вдохновлять и освободить гроб господень.

Долгин: Там вполне были мистические настроенные люди.

Померанц: Майстер Экхарт к крестовым походам не призывал. Можно ли застраховать человека от ошибок, от ложных озарений, не знаю. Думаю, что в этом смысле помогает доверие к людям, явно излучающим свет, со светлой аурой. Если вы сами такой аурой не обладаете, то лучше доверяться людям, которые такой аурой обладают, и не доверять людям с темной аурой.

Самовер: Другими словами, озарение или ощущение пережитого озарения, истинное или не истинное, не является единственным инструментом. Для того, чтобы верифицировать свое ощущение, необходимы еще дополнительный душевный труд, дополнительная концентрация внимания и какие-то еще дополнительные усилия, и тогда, может быть, можно скорректировать свое ошибочное ощущение.

Померанц: Я ничего не могу вам ответить на это. Я называю озарением только светлое озарение. Я вообще не считаю озарением какой-то темный морок, темную страсть, которая принимает видимость истинной.

Долгин: Но и строгих критериев различения нет?

Померанц: Строгих критериев я не могу указать. У меня выработалась в ходе жизни вот такая точка вот здесь, примерно в месте чакры сердца, и я мгновенно чувствую фальшь. Я, по-моему, ни разу не делал здесь больших ошибок. Но если у вас этого нет, мне остается пожалеть, ну, нет и нет[1].

Короткий: На самом деле, спасибо большое за вашу лекцию. Если возникает столько вопросов, значит, она тронула, и ее интересно слушать.


[1] В конце дискуссии я несколько устал и не сразу заметил нечеткость в постановке г-жой Самовер вопроса: «возможно темное озарение, темная одержимость». Озарение, о котором я говорил, это не одержимость. Это просто ясное сознание ответа на проклятый вопросы, озаренное внутренним светом. На вопрос Иова, вопрос Будды, вопрос Паскаля. Насколько мне известно, чувство ответа Бога в книге Иова и просветление Будды и то чувство «огня», о котором писал Паскаль в конце жизни, никого к дурным поступкам не вели. Другое дело – видения и одержимость, вызванные видениями. Я знаю случаи, когда они переходили в шизофрению. Есть такой термин среди умалишенных – «голосовики». И есть правило в аскезе: «видения не принимать и не отвергать» (а наблюдать в уме, к чему они ведут). Это и будет «верификацией». То, что ведет к ненависти – от лукавого. Об этом я писал еще в 70-е годы: «Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за добро, за истину, за справедливость, и так до гиены огненной и до Колымы. Все рассыпается в прах, и люди, и системы, но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело, и благодаря ему зло на земле не имеет конца».

 

Tags: лекции
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments